
Причины нарушения психического здоровья
К отклонениям в состоянии психического здоровья детей приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью.
Существует сильная зависимость между нарушениями психологического здоровья и успеваемостью в школе. Нарушениям психического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, а оно и является следствием нарушения психологического здоровья.
Что является причинами повышенной тревожности у детей: (в порядке убывания)
1. После контрольной, теста учитель называет отметки;
2. Писать контрольную, выполнять тест по какому-либо предмету;
3. Ждать родителей с родительского собрания;
4. Не может справиться с домашним заданием;
5. Не понимать объяснение учителя;
6. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос.
Педагогам важно обратить внимание на учащихся с повышенной тревожностью и создавать условия в рамках урока для снижения школьной тревожности:
o способствовать и поощрять самовыражение учащихся (смелое выражение своих мыслей, предложений, чувств, переживаний);
o не создавать напряженную обстановку на уроке, во время проверки знаний;
o быть более добросердечными и лояльными по отношению к неправильным ответам учеников;
o предъявлять адекватные требования к ученикам, не завышать их, способствуя тем самым снижению уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих у учащихся;
o стараться быть ближе к ученикам, быть не только учителями-носителями знаний, но и старшими товарищами, к которым можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
Поэтому в образовательном пространстве школы необходимо создание здоровьесберегающей среды — среды, в которой будет сохраняться и укрепляться психологическое здоровье школьников через соблюдение следующих условий и мероприятий:
o создание оптимальных внешне средовых условий в школе (стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы заинтересованности и живого поиска знаний, атмосферы психологического расслабления и комфортности);
o учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся (тип темперамента, тип утомления, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации и пр.);
o допуск вариации уроков по видам деятельности: чередование игр и наблюдений, решение практических задач, психоэмоциональные паузы, свободный творческий труд;
o рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий на уроке;
o поддержка взаимосвязи между учебными предметами;
o воспитание иммунитета к асоциальному поведению, рациональное использование поощрений и наказаний;
o оптимальный двигательный режим;
o правильное и витаминизированное питание;
o соблюдение санитарно-гигиенических норм;
o формирование культуры здорового образа жизни.
Психологическое здоровье школьника является одним из главных условий образовательного процесса. Здоровье ребенка — одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте.